5 фактов о зарплате, которые должны быть известны всем

Недостаточно надеяться на светлое будущее. Большинство разумных людей с удовольствием пожили бы, пусть и не в настолько светлом, но настоящем.

Не так давно весьма успешный бизнес-тренер создал на своей страничке в социальной сети Facebook пост с простым, но довольно интересным и важным вопросом: «Готовы ли вы повысить заработные платы сотрудникам и если да, то на каких условиях это осуществимо?

Не имеет значения личность и профессиональные навыки автора этого поста. Соль в другом. Его аудитория — это тысячи успешных бизнесменов, стремящихся сделать свой бизнес еще более конкурентоспособным и эффективным. Призыв коуча пообщаться на эту тему был воспринят с живостью, но результаты несколько настораживают. Абсолютное большинство не готовы повышать доходы сотрудников ни на каких условиях. Если говорить о предпринимателях, которые такую готовность выразили, то можно констатировать, что ничего внятного и конкретного они предложить не смогли.

Безусловно, руководители с таким мировоззрением, не понимающие, зачем материально мотивировать сотрудников, тем более показывающих хорошие результаты — показатель системного кризиса. Бизнес не будет иметь благополучных перспектив, если в нем нет возможностей зарабатывать больше. Это говорит о достижении проектом своего потолка. А дальше возможно падение. Конечно же, в этом никто не заинтересован.

Из всего этого следует, что установление потолка зарплат — в корне неверное решение. Как минимум, не должно существовать психологических границ для работников. Каждый из них должен чувствовать, что у него на своем рабочем месте в конкретной компании есть реальный шанс добиться максимального успеха и реализовать все свои амбиции. Каждый человек должен иметь четкое понимание как ему, используя свои навыки, знания и опыт, добиться успеха в карьере и улучшить личностные характеристики.

Как, по мнению работников, должно осуществляться их повышение

Оплата труда, по мнению работников, растет по мере роста эффективности бизнес-проекта. Эффективность бизнеса — явление не настолько однозначное, каким представляется на первый взгляд. На размер прибыли влияет огромное количество фактов, которые могут выходить за грань компетенции коллектива трудящихся. Бизнес может расти в направлении объема продаж, расширения базы клиентов, географии расположения торговых точек, но прибыль при этом оставаться на прежнем уровне. Бедствующий работник сразу же посчитает несправедливостью прежние показатели оплаты при более высоких результатах компании. Топ-менеджеры и руководство не понимают бед простого работника, ведь их зарплаты существенно выше, но так же не увеличиваются. Объяснение традиционное: «мы развиваемся, нужно подождать и только потом думать о высоких заработках». Но терпение в достаточном количестве и возможности для ожидания есть не у всех. Большинство людей хочет решить свои финансовые проблемы уже сегодня. Выход видится один. Нужно выстраивать стратегию развития таким образом, чтобы нижний класс рабочих мог получать вознаграждение уже по достижению краткосрочных целей. Менеджмент лучше вознаграждать по достижению среднесрочных и долгосрочных целей. Больше, чем простых рабочих, но значительно реже.

Почему руководители должны платить больше, чем установлено границами рынка

Для ответа на этот вопрос можно воспользоваться примером. Например, у компании есть группа разработчиков, создающая мобильные приложения. Каждая новая версия или очередное приложение становится более качественным и спрос на этот продукт растет. Можно ли платить разработчикам больше, в соответствии с ростом эффективности результатов их труда? С одной стороны, это вполне логично. Но с другой, на рынке большое количество программистов, которые готовы работать ничуть не хуже, а возможно и лучше, согласившись при этом на низкую оплату своего труда. Рациональнее привлечь новых специалистов, чем платить больше прежним работникам. Безусловно, компании придется потерпеть расходы на поиск, обучение и адаптацию новой команды программистов. Но эти расходы все равно ниже чем, например, двукратное увеличение зарплат.
Многие предприниматели держат в голове усредненные цифры, касающиеся средних заработных плат на рынке труда. Как высчитываются эти цифры, точно смогут объяснить немногие из них.

Заговор HR-менеджеров

Скорее всего, найдется достаточно людей, склонных не доверять HR-менеджерам. Складывается впечатление, что все они состоят в некоем закрытом клубе, объединенном общей идеей. Идея в следующем: уводить с истинного пути как своих работодателей, так и самих себя. Сначала размещаются объявления на сайтах по поиску работы с зарплатами, взятыми с неба. Затем берутся непроверенные статистические данные из Сети, из которых выводится среднее арифметическое число.
Большие компании сотрудничают с профессиональными консалтинговыми фирмами, которые обозревают показатели зарплат. Но для принятия участия в обзорах потребуется серьезная подготовка, создание системной HR-функции, профессионального менеджмента на предприятии в системе. Кроме того, консалтинговые услуги могут позволить себе далеко не все.
Этим легко объясняется интерес специалистов к бесплатным открытым источникам. В основном, все они созданы непрофессионалами. Строить на этих данных успешный, эффективный, направленный в будущее бизнес, фактически невозможно.

Ожидания роста зарплаты всегда связаны с постоянно растущими расходами

Многим кажется, что если в мире все дорожает, то и предприятие, по законам рынка, должно зарабатывать больше. Соответственно, по мнению работников, предприятие имеет возможность повысить им зарплаты. По сути, это справедливо. Рабочему коллективу отдается тот же процент прибыли, но в денежном эквиваленте он выглядит более интересным. Но эти расходы на практике никак не связаны с доходами и не могут оказывать на них влияние. Возрастание расходов сотрудника — это его личная проблема. Оплата труда осуществляется по контракту, в котором прописана определенная или приблизительная сумма. Никогда в контрактах не будет указано, что работодатель обязуется оплачивать стоимость 100 килограмм сахара или сотни литров бензина, то есть единиц, цена на которые регулярно меняется.
Если условия подписанного ранее договора работника не устраивают, то он всегда может попросить их пересмотра. Но вряд ли бизнесмены пойдут на эту сделку с удовольствием, памятуя о среднерыночных показателях оплаты труда и высоком уровне конкуренции среди специалистов.

Коррелированние заработной платы со стажем — это заблуждение

Среди работников существует заблуждение, по которому опытный специалист, имеющий огромный стаж труда, обязательно должен зарабатывать в разы больше вчерашнего новичка при одинаковой нагрузке. Руководители думают иначе и в этом есть доля справедливости. Независимо от стажа работы, зарабатывать больше должен тот, кто более эффективен. Не имеет значения, сколько лет трудится специалист, важны приобретенные им навыки. Объем зарплаты всегда зависит от пользы, которую приносит специалист своему предприятию. Но это в идеале. На практике есть показатели рынка, исходя из которых платить много даже полезному токарю не имеет смысла. Круг получается замкнутым, но выход из него все-таки есть.

Как начать получать высокие зарплаты

Рынки имеют жизненный цикл. От этапа, на котором сейчас находится предприятие, зависит способ его развития. Поначалу ожидаем экстенсивный рост, но наступит насыщение рынка. В этом случае можно обанкротиться или интенсивно развиваться. Тогда придется выстраивать эффективную бизнес-модель, собирать и обучать персонал высокой квалификации, платить справедливые, конкурентоспособные зарплаты. Второй способ находится в руках рядовых специалистов. Нужно стать ценным, редким специалистом, освоить профессию, у которой большой спрос и маленькое предложение. Специалисты с большой конкуренцией на рынке не должны соглашаться на любую зарплату, несмотря на массу финансовых обязательств. Только тогда работодатели всерьез задумаются о качестве своего бизнеса.

Заключение

Не стоит бояться менять профессию, если она не актуальна или плохо оплачивается. Нужно постоянно развиваться, адаптироваться к рынку и не задумываясь покидать работодателя, с которым некомфортно. Для достижения результатов потребуется изменить течение своей жизни — не реагировать на изменения, а стать их инициатором.

г. Москва, ул. Лесная 43
+7 (495) 730-75-48
Я согласен на обработку персональных данных